В своих трудах он высказывал предположения о существовании множества миров, жизни на Солнце и возможности переселения душ на иные планеты, но не только это беспокоило церковь...
425 лет назад — 17 февраля 1600 года — на площади Цветов в Риме был сожжен философ Джордано Бруно. За ним закрепилась посмертная слава мученика науки, который утверждал, что во Вселенной существует множество планет, а звезды могут быть «сестрами» Солнца.
Но есть и другая сторона его личности: Бруно считали еретиком и последователем осуждаемого церковью герметизма. И все бы ничего, но итальянец оставался монахом, а значит, никак не должен был отрицать библейские постулаты. Те, кто осмеливался на это, в глазах государства и общества совершал страшное преступление. Особенно в Италии времен Возрождения и Реформации.
«Жизнь» рассказывает об итальянском философе-еретике, которого признали мучеником науки.
Точная дата рождения Филиппо Бруно, как его назвали родители, остается неизвестной. Считается, что он родился в начале 1548 года. Его мать была бедной крестьянкой, а отец, Джованни Бруно, — наемным солдатом. Родился мальчик в местечке под названием Нола, что неподалеку от Неаполя, поэтому одним из прозвищ Джордано было Ноланец.
В 11 лет Бруно отправили в Неаполь учиться — его дядя содержал в городе учебный пансион. Ноланец жадно поглощал книги и был рад бесконечности знаний, которые ему открывались.
«Умственная сила никогда не успокоится, никогда не остановится на познанной истине, а все время будет идти вперед и дальше к непознанной истине...» — так позднее писал Бруно о тяге к наукам.
Спустя три года Бруно попадает в монастырь Святого Доминика, где вскоре принимает постриг и получает новое имя — Джордано.
Молодой монах посвящал все свободное время изучению трудов знаменитых богословов. Многие предполагали, что он станет великим религиозным философом. Его даже как-то возили в Рим, где он посвятил понтифику Пию V свой первый труд «Ноев ковчег». Но, как сейчас говорят, что-то пошло не так...
В 1575 году монаха впервые заподозрили в ереси. Ходили слухи, что он вынес из своей кельи все иконы, оставив лишь распятие. Да еще и почитывал труды запрещенных авторов. Несмотря на то что конкретных обвинений в его адрес на тот момент не прозвучало, Бруно решил бежать.
Сначала Бруно отправился в Рим, но там он тоже не чувствовал себя в безопасности. Поэтому Джордано отправился в Геную, а потом в Венецию. Именно в городе святого Марка он издал первое свое значительное произведение «О знаменьях времени», изложив в нем собственные философские воззрения. Правда, текст этот не дошел до наших дней.
В Италии беглому монаху оставаться было опасно, поэтому он отправился в Швейцарию: в Женеве как раз распространялся кальвинизм — относительно новое направление христианства. К Реформации Бруно поначалу относился положительно. Он посещал проповеди, читал труды и сочинения основателей возникшего учения. Но его смутила идея Божественного предопределения, которая превращала личность в слепое орудие Божественной воли.
В итоге он постоянно вступал в богословские споры и был вынужден покинуть Швейцарию. Ведь теперь уже кальвинисты начали обвинять Бруно в ереси, несмотря на полученную им должность преподавателя Женевского университета.
Предположительно, именно в Швейцарии Джордано пришла идея о многочисленности во Вселенной миров и солнц. Этой концепцией он опять же нарушал установленные в христианстве нормы, единые и для протестантов, и для католиков.
Спустя год Джордано оказался уже во Франции, где опубликовал «Тени идей» — учебник по мнемонике, то есть искусству запоминания. Впоследствии и оно сыграет роль в его гибели...
Впрочем, были в жизни беглого Ноланца и светлые моменты: его пригласили на работу в Сорбоннский университет. Больше того, его лекции посещал сам король Генрих III. Монарх пригласил философа к себе, и пару лет вольнодумец находился при дворе правителя. Это время стало для него необходимой передышкой, после которой Генрих III помог Бруно перебраться в Англию. Ведь ученый из-за своих взглядов вновь оказался в центре религиозного скандала...
В Англии Джордано Бруно начал активно распространять идеи Коперника о том, что Солнце находится в центре звездной системы, а Земля — это лишь одна из планет. Но никто не хотел верить его суждениям — ни королева Елизавета I, ни драматург Уильям Шекспир, ни философ Фрэнсис Бэкон.
Впрочем, именно в Англии он подвел итог своим философским воззрениям, написав работу «О бесконечности, Вселенной и мирах». В этом труде он уже не просто последователь Коперника, а создатель собственной картины мира, где Земля — это не единственная планета и даже не центр Вселенной. Есть множество других миров и множество других солнц. И они все… живые!
«Небо, следовательно, едино, безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других. Безмерная, бесконечная Вселенная составлена из этого пространства и тел, заключающихся в нем. В нем существуют бесчисленные тела, подобные нашему, из которых ни одно не находится в большей степени в центре Вселенной, чем другое, ибо Вселенная бесконечна, и поэтому она не имеет ни центра, ни края», —
При этом Бруно делает выводы, опираясь на свои размышления и… оккультизм. В итоге планеты и звезды в понимании философа обладают сверхъестественными свойствами: они не только живые — внутри у них существует некое подобие крови. И души могут спокойно путешествовать из одного мира в другой.
«Джордано Бруно чувствовал свое превосходство над Коперником, полагая, что последний, будучи математиком, не понимает своей собственной теории, тогда как он сам способен расшифровать схему Коперника в качестве иероглифа Божественных тайн», —
Из-за неприятия в Англии философу пришлось вернуться на материк. Там дела у него шли не слишком удачно: в Германии он чуть было не стал лектором, но должность спешно отозвали. Поэтому Бруно приходится продолжать странствия: в 40 лет он оказывается в Праге, где не только продолжает размышлять над тайнами Вселенной, но и пытается постичь... магию.
В одном из своих трудов Джордано выделяет девять видов магии: от «магии мудрецов» и «математической» до «демонической» и «губительно-зловредной». Параллельно с «магическим искусством» беглый монах изобретает собственную «новую философию», которая должна была если не заменить, то дополнить учение католиков.
Приехав в 1591 году в Венецию, Бруно стал учителем молодого аристократа Джованни Мочениго. Тот сначала изъявил желание обучиться искусству памяти и «магическим знаниям», но вскоре разочаровался в своем наставнике. Ноланец тоже был недоволен учеником и сообщил, что собирается покинуть город. В отместку аристократ в 1592 году написал в инквизицию несколько доносов на Бруно.
«Я, Джованни Мочениго <…> доношу, <…> что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в Тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они. <…> Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия», —
Философа незамедлительно взяли под стражу и отправили в Рим. Бруно знал, кто его «сдал», но ошибочно предполагал, что все дело в его суждениях о множестве миров. Поэтому он в своей линии защиты опирался именно на эту теорию.
«В целом мои взгляды следующие. Существует бесконечная Вселенная, созданная бесконечным Божественным могуществом. Ибо я считаю недостойным благости и могущества Божества мнение, будто оно, обладая способностью создать кроме этого мира и другие бесконечные миры, создало конечный мир. Итак, я провозглашаю существование бесчисленных миров, подобных миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве», —
Вот только, как оказалось, для инквизиции это был вопрос совсем не первой важности. Вина еретика, по их мнению, была гораздо более тяжкой, ведь он опровергал Божественную природу Иисуса Христа и другие библейские тезисы. Но Ноланец твердо стоял на своем.
Споры, диспуты и допросы шли долгие восемь лет. Самые лучшие римские богословы пытались заставить безбожника раскаяться, но им это выходило боком…
«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. <…> От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедовавшиеся», —
Приняв решение подписать беглому монаху смертный приговор, казнить его постановили «без пролития крови». Для философа это означало, что его сожгут. Он воспринял эту новость спокойно.
«Возможно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его...» — такие слова приписывали Бруно.
Столь суровое наказание было вынесено из-за того, что монах и не отрекся от священного сана, и проповедовал пронизанное язычеством учение. Идеи о множестве миров, солнц — всего этого католическая церковь простить ему никак не могла, особенно после начала эпохи Реформации.
Поэтому 15 февраля 1600 года на площади Цветов в центре Рима приговор привели в исполнение. Философа сожгли на костре.
«Сжечь не значит опровергнуть» — еще и такие слова приписывают Джордано перед казнью.
После казни Джордано Бруно церковь решила основательно взяться еще и за труды Коперника и подвергла их цензуре. В 1616 году — спустя 73 года после смерти Коперника — инквизиция признала гелиоцентризм одной из опасных ересей.
Под угрозой оказались не только маги и философы, но и физики с астрономами. Галилео Галилея силой заставили отречься от идей гелиоцентризма. Церковь признала обвинения против ученого ошибочными лишь в 1992 году.
А вот Бруно она прощать не собирается, ведь далеко не из-за науки преследовали итальянского монаха…
Учился в детстве на «пары» и жил на две семьи. 105 лет назад расстреляли Колчака
Писатель, бунтарь и последний самурай, сделавший харакири. Трагедия Юкио Мисимы
Простуда, яд или любовные похождения. Что сгубило Петра I? 300 лет со дня смерти
Стрелялся на дуэли и предсказал свою смерть. 230 лет со дня рождения Грибоедова